Методическая копилка

                                              
Консультация для воспитателей.
Методика проведения родительского собрания.

          Главными воспитателями своих детей являются родители.
         Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. А.С. Макаренко писал: «Семьи бывают (разные) хорошие и семьи бывают плохие».
Поручиться, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание.
         И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.
       Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
      Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Основные этапы подготовки родительского собрания.

1.     Анкетирование родителей по теме собрания.
Анкеты заполняются дома, до собрания, и их результаты используются в ходе его проведения.
2.     Изготовление приглашений-секретов для родителей в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.
Важно, чтобы в изготовлении приглашений для родителей принимали участие дети.
Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3.     Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.
Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4.     Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.
В конкурсах участвуют дети и родители.
Педагог знакомит родителей с образцами работ.
Все работы выставляются до начала собрания.
Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.
5.     Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон.
6.     Приглашение  сказочного героя на собрание.
7.     Написание плакатов по теме собрания.
8.     Проведение заседания родительского комитета за месяц до собрания. Распределение обязанностей по подготовке собрания:
- ответственный за музыкальное оформление;
- ответственный за проведение конкурса;
- ответственный за проведение рейдов проверки;
- ответственный за оформление группы и столов.
Время проведения собрания- 1 час (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
Основные этапы проведения родительского собрания.

1.     Вступление.
Музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано
Вступление короткое, эмоциональное, настраивающие на тему предстоящего разговора.
2.     Дискуссия.
Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуаций, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более 3-4 человек.
Не следует упрекать и поучать родителей.
Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.
Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
Беседу лучше вести при мягком освещении.
Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
3.     Магнитофонные записи.
Включаются на разных этапах собрания.
4.     Самоанализ.
Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания.
Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда-желтого, не выполняется -синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.
5.     Практическая часть.
Выполнение практических заданий всеми родителями (складывание одежды, изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастика для глаз и др.) соответственно теме собрания.
6.     Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, успехи в воспитании детей.
7.     Острое блюдо.
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время ответа (1-3 мин.). Отвечают по желанию.
8.     Высказывания великих людей - в теме собрания.
На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказывания великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки.
9.     Работа с памятками.
Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.
10.                        Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.
11.                        Характеристика на детей «Ваши дети - наше мнение».
Каждому родителю интересно мнение других о его ребенке.
Задача педагога – выдержать доброжелательный тон.
12.                        Конкурс на лучшее название.
Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.
13.                       ОКНО – очень короткие новости.
Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.
14.                       Слово – эстафета.
Родители должны продолжить начатое ведущей предложение («Мой ребенок будет успешно учиться, если я …»). Родители могут передавать по ходу ответов игрушку (предмет) друг другу.
15.                       Подведение итогов.
Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.
16.                       Заключительный этап собрания.
Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы.
Чаепитие, дегустация (овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, коктейлей и т.д.)

Чтобы узнать, насколько темы собрания отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий